Сетевой научный журнал «Либерально-демократические ценности»
           

2025. — Т. 9. — № 3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://liberal-journal.ru/03klld325.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 817.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Соколова, П. А. Анализ плакатов Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны: связь психологии и визуальных коммуникаций / П. А. Соколова, В. С. Лопасова // Либерально-демократические ценности. — 2025. — Т. 9. — № 3. — URL: https://liberal-journal.ru/PDF/03KLLD325.pdf (дата обращения: 27.08.2025).


Анализ плакатов Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны: связь психологии и визуальных коммуникаций

Соколова Полина Андреевна
студент бакалавриата направления подготовки «Дизайн»
АНО ВО «Университет мировых цивилизаций», Москва, Россия
E-mail: radzeveljuk@mail.ru

Лопасова Валерия Сергеевна
 преподаватель кафедры цивилизационного дизайна,
АНО ВО «Университет мировых цивилизаций», Москва, Россия,
E-mail: Leralopasova@mail.ru

Аннотация. Кукрыниксы – это творческое объединение трёх советских художников-выпускников ХУТЕМАСа. Под влиянием передвижников они сформировали уникальный художественный стиль, соединив свои таланты. Художники работали над карикатурами для газет, отражая злободневные темы. В период Великой Отечественной войны, художники применили разнообразные методы выражения идей. Противник был изучен с точки зрения политики, морали и визуального образа. Анализ пяти плакатов, созданных с 1941 по 1944 год, выявляет основные методы выражения идей о непобедимости СССР, обречённости врага и исторической справедливости. Направление движения становится смысловым акцентом: слева направо – ироничное наступление врага, которое ведёт к смерти; справа налево — символ сопротивления и стойкости, подчёркивая незыблемость СССР. Кукрыниксы используют архетипические образы. Исторические параллели: Суворов, Чапаев, витязь как образы победителей, Бонапарт как образ проигравшего. Маска – аллегория двойственности врага. Свастика и кресты – метафора самоуничтожения фашизма. Договор-ширма (Пакт Молотова-Риббентропа) – аллегория лжи. Эти символы создают образ войны как моральном противостоянии, где СССР — защитник цивилизации, а враг — абсолютное зло. Цвет подчёркивает смысл: красный — символ жизни, воли, советской идентичности; чёрный — цвет смерти, лжи, подавления; белый — чистота, подчёркивающая положительные качества красного цвета. Колористический минимализм усиливает послание, наделяя образы многослойным смыслом. Ключевыми идеями плакатов становится неизбежность победы СССР и моральное превосходство Советского Союза. Народ как коллективный герой: масштаб солдата подчёркивает единство миллионов. Кукрыниксы создали работы, где каждая деталь усиливает смысл послания. Их плакаты — синтез народного лубка, политической карикатуры и искусства, переведённый на язык масс. Их методы — работа с архетипами, минимализм, акцент на контрастах — остаются образцом визуальной коммуникации.

Ключевые слова: Кукрыниксы; Советский Союз; плакат; символ; композиция; цвет; Великая Отечественная война

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN - (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий