2022 №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://liberal-journal.ru/10klld422.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 497.3 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Никулин, А. А. Традиционная культура коренных народов Севера как объект дизайн-интерпретации (на примере обских угров) / А. А. Никулин, Я. Н. Гулина // Либерально-демократические ценности. — 2022 №4. — URL: https://liberal-journal.ru/PDF/10KLLD422.pdf (дата обращения: 21.11.2024).
Традиционная культура коренных народов Севера как объект дизайн-интерпретации (на примере обских угров)
Никулин Алексей Александрович
АНО ВО «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского», Москва, Россия
Доцент кафедры цивилизационного дизайна
Кандидат педагогических наук
E-mail: nikulin_reutov@mail.ru
Гулина Яна Николаевна
АНО ВО «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского», Москва, Россия
Студент 2-го курса
E-mail: yan061299@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена аспектам применения в дизайне элементов традиционной культуры обских угров: сценарных композиций обрядов и ритуалов, а также контекстной атрибутики и орнаментов. В данной статье рассмотрена проблему встраивания элементов традиционной культуры в современный контекст с методологической точки зрения, на примере хантыйского орнамента, который плотно вплетен в систему мировоззрения хантов. Орнамент статичен как изображение, и динамичен как феномен: он живет вместе с культурой, подчиняясь ее ритмам. Орнамент здесь можно интерпретировать как мобильную конструкцию; он не только «путешествует» на одежде и вещах, но и внутри собственных композиционных построений. Орнамент, как часть «одушевленного мира», также одушевлен, подвижен, способен к развитию. Эта способность к развитию может стать одной из отправных точек к интерпретации его в современном дизайне, т.к. она дает основания для новых художественно-образных трансформаций. Современный культурный ландшафт Западно-Сибирского региона характеризуется неоднородностью состава – культуры, различные по форме и содержанию, неизбежно и последовательно формируют на Севере так называемую новую – «гибридную культуру». Заимствование и применение дизайнерами элементов традиционной культуры видится нами как методологическая проблема.
Ключевые слова: Русский Север; традиционная культура; поликультура; межкультурное взаимодействие; традиционная культура; интерпретация дизайна; орнамент; узор; ритуал; угры; ханты
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN - (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.